16 октября


diser2.jpg (9499 bytes)
Энциклопедия
CRITICAL


История двух картин, изображающих первую
публичную демонстрацию эфирной анестезии

Anesthesiology 2007; 106: 1046-50
A Tale of Two Paintings Depictions of the First Public Demonstration of Ether Anesthesia
Sukumar P. Desai, Manisha S. Desai, Rosemarie Maddi, George E. Battit


Картины, изображающие события в истории медицины, довольно легко можно разделить всего лишь на несколько групп, или категорий. Как правило, художники предпочитали отражать в своих работах факты публичного чествования каких-либо научных открытий, эпизоды из современной им медицинской практики, обучение медицине, посещение высокопоставленными гостями и сановными особами какой-нибудь клиники, а также работу медиков во время войн и катастроф.

Например, к категории празднований и чествований можно отнести известную картину французского художника Жана Андре Риксена (Jean Andre Rixens, 1846-1924) «Le Jubile de Pasteur», изображающую момент награждения Луи Пастера в Сорбонне. Американский художник Томас Эйкинс (Thomas Eakins, 1844-1916; картины «The Gross Clinic» и «The Agnew Clinic») и австрийский живописец Эйдельберт Селигманн (Adelbert Seligmann, 1862-1945; картина «Theodor Billroth at Work in the Allgemeines Krankenhaus in Vienna») изобразили выдающихся клиницистов их времени за работой. Голландский художник Рембранд Харменс ван Рейн (Rembrandt van Rijn, 1606-1669; картина «Anatomy Lesson of Dr. Nicolaes Tulp») и американский художник Чарльз Стифенс (Charles Stephens, 1855-1931; картина «Anatomical lecture by Dr. William Williams Keen») проиллюстрировали сцены из процсса медицинского обучения.

Картина французского художника Антуана Гро (Baron Antoine Jean Gros, 1771-1835; картина «Bonaparte Visiting the Plague Victims of Jaffa») показывает императора Наполеона, посещающего больных. Английский живописец Роберт Ханна (Robert Hannah, 1812-1909; картина «William Harvey Demonstrating to King Charles») изображает Уильяма Гарвея, объясняющего теорию кровообращения королю Карлу I. Несколько известных художников изобразили жертв бубонной чумы в Европе. Картина «The Plague of Ashdod» французского художника Николы Пуссена (Nicolas Poussin, 1594-1665) – один из таких примеров.

Относительно открытия и внедрения в медицинскую практику эфирного наркоза следует заметить, что несмотря на разногласия историков медицины в отдании пальмы первенства тому или иному претенденту на приоритет в первооткрытии, их участие в событиях 1840-х годов стало вкладом в победу человечества над болью с помощью анестезии.

В 1882 году начинающий художник Роберт Кутлер Хинкли (Robert Cutler Hinckley, 1853-1941), следуя совету французского портретиста Каролюса-Дюрана (Carolus-Duran, 1838-1917) и выполняя требования программы обучения для парижских студентов-живописцев, решил написать картину о первой успешной публичной демонстрации эфирной анестезии. В последствии эта зачётная и учебная картина Хинкли «The First Operation with Ether (Первая операция под эфиром)» (рисунок 1) стала одной из наиболее популярных картин в истории медицины [1, 2].


Рисунок 1. Robert Cutler Hinckley, Первая операция под эфиром, 1893. Холст, масло, 8' х 10'. Бостонская Медицинская Библиотека при Библиотеке Медицины Francis A. Countway,
Бостон, Массачусетс.

Персонажи на картине:

1. Неизвестный репортер газеты;

2. Джон Кэлл Дэлтон (John Call Dalton, 1825-1889), студент Гарвардской школы медицины;

3. Уильям Уильямсон Веллингтон (William Williamson Wellington, 1814-1896), двоюродный брат больного Эдварда Джильберта Эббота;

4. Абель Лоуренс Пирсон (Abel Lawrence Peirson, 1794-1853), хирург-консультант, Массачусетская больница общей практики;

5. Чарльз Осеа Хелдрет (Charles Hosea Hildreth, 1825-1884), студент Гарвардской школы медицины;

6. Уильям Томас Грин Мортон (William Thomas Green Morton, 1819-1868), анестезиолог;

7. Джонатан Мэйсон Уоррен (Jonathan Ma¬son Warren, 1811-1867), хирург Массачусетской больницы общей практики;

8. Эдвард Джильберт Эббот (Edward Gilbert Abbott, 1825-1855), пациент;

9. Джон Коллинз Уоррен (John Collins Warren, 1778-1856), профессор анатомии и хирургии Гарвардской медицинской школы, руководитель хирургии и основатель Массачусетской больницы общей практики, оперирующий хирург;

10. Эбен Фрост (Ebenezer Hopkins Frost, 1824-1866), учитель музыки, получавший общую анестезию при экстракции зуба несколько ранее, 30 сентября 1846 года;

11. Чарльз Фредерик Хейвуд (Charles Frederick Heywood, 1823-1893), штатный хирург Массачусетской больницы общей практики;

12. Генри Джекоб Бигелоу (Henry Jacob Bigelow, 1818-1890), профессор хирургии Гарвардской медицинской школы;

13. Огастес Эддисон Гулд (Augustus Addison Gould, 1805¬-1866), врач и конхиолог, секретарь, Массачусетского Общества Медицины;

14. Соломон Дэвис Таунсенд (Solomon Davis Townsend, Массачусетской больницы общей практики.


Задолго до того, как начинающий художник Роберт Хинкли начал свою работу, начинающий скульптор Джон Квинси Адамс Ворд (John Quincy Adams Ward) уже успел положить начало своей успешной карьере художника, создав «Памятник эфиру» (The Ether Monument), который был установлен и демонстрировался в Бостонском саду в 1868 году [3, 4]. Говоря о более поздних событиях, нельзя не упомянуть о том, что совсем недавно, через несколько лет после празднования 150-й годовщины первого эфирного наркоза совет попечителей Массачусетской больницы общей практики (Бостон, Массачусетс), вдохновленный доктором Джоном Херманом (John B. Herman), поручил Уоррену и Люции Прспери (Warren, Lucia Prosperi) воссоздать более точную и достоверную по возможности картину о первой демонстрации эфирного наркоза. Картина «День эфира, 1846» (рисунок 2), была представлена 16 октября 2001 года, ровно через 155 лет после исторической демонстрации анестезии эфиром. Картина была преподнесена в качестве подарка Массачусетской больнице общей практики.


Рисунок 2. Warren и Lucia Prosperi, День Эфира, 1846, 2001 год.
Холст, масло, 6' x 8'. Массачусетская больница общей практики,
архивы и специальные коллекции, Бостон, Массачусетс.

Персонажи на картине [имена людей, позировавших для картины]:

Все академические названия относятся к Гарвардской медицинской школе, отделенческие – к Массачусетской больнице общей практики, Бостон, Массачусетс.

1. Студент-медик [позировал Edward A. Stern, адъюнкт-профессор неврологии, отделение неврологии];

2. Уильям Уильямсон Веллингтон (William Williamson Wellington, 1814-1896) [позировал Michael Long, доцент анестезии, отделение анестезии и интенсивной терапии];

3. Студент-медик [позировал John Donohoe, приглашенный гость];

4. Генри Джекоб Бигелоу (Henry Jacob Bigelow, 1818-1890), [позировал W. Gerald Austen, профессор хирургии];

5. Студент-медик [позировал James W. May, профессор хирургии, руководитель отделения пластической и реконструктивной хирургии];

6. Студент- медик [позировал Andrew L. Warshaw, профессор хирургии, отделение хирургического лечения];

7. Студент-медик [позировали W. Scott McDougal, Walter S. Kerr, профессор урологии, отделение урологии];

8. Чарльз Фредерик Хейвуд (Charles Frederick Hey¬wood) [позировал Glen M. La Muraglia, адъюнкт-профессор хирургии, отделение хирургии];

9. Соломон Дэвис Таунсенд (Solomon Davis Townsend) [позировал John D. Stoeckle, профессор медицины, заслуженный деятель, отделение медицины];

10. Джон Коллинз Уоррен (John Collins Warren, 1778-1856) [позировал J. Philip Kistler, профессор неврологии, отделение неврологии];

11. Генри Джекоб Бигелоу (Henry Jacob Bigelow, 1818-1890) [позировал Robert L. Martuza, Higgins профессор нейрохирургии, руководитель, отделение нейрохирургии];

12. Эбен Фрост (Ebenezer Hopkins Frost, 1824-1866) [позировал John B. Herman, адъюнкт-профессор психиатрии, отделение психиатрии];

13. Уильям Томас Грин Мортон (William Thomas Green Morton, 1819-1868) [позировали Warren M. Zapol, Reginald Jenney, профессор анестезии, руководитель, отделение анестезии и интенсивной терапии];

14. Огастес Эддисон Гулд (Augustus Addison Gould, 1805¬-1866) [позировал William E. Minichiello, адъюнкт-профессор психологии в отделении психиатрии, отделение психиатрии];

15. Эдвард Джильберт Эббот (Edward Gilbert Abbott, 1825-1855) [позировал David Silverman, студент, друг художников];

16. Джон Кэлл Дэлтон (John Call Dalton, 1825-1889) [позировал William G. Austen, доцент хирургии, отделение пластической и реконструктивной хирургии].


Несмотря на то, что картины кажутся очень похожими и документируют одно и тоже историческое событие, более близкое детальное их изучение показывает, что художники совершенно по-разному использовали для создания своих работ краски, свет, различные точки обзора и детали, что заметно отличает картины, как по внешнему виду, так и по эмоциональной реакции, которую они вызывают.


Историческое событие

Эфир и закись азота успешно использовались Уильямом Томасом Грином Мортоном (William Thomas Green Morton, 1819-1868) для обезболивания и до первой публичной демонстрации анестезии эфиром. В январе 1845 года дантист Хорас Уэлс (Horace Wells, 1815-1848) предпринял попытку продемонстрировать анестетические свойства закиси азота в Массачусетской больнице общей практики во время экстракции зуба. К сожалению, пациент стонал и двигался во время процедуры, что вызвало смех и скептическое отношение у присутствующих [5-9]. Эта неудача усилила сомнения относительно способности закиси азота купировать хирургическую боль.

Вторая безуспешная попытка публичной демонстрации наркоза определенно подорвала бы репутацию сторонников идеи анастезии и учреждения, использовавшего эфир. Поэтому Мортон с большими трудностями смог получить разрешение продемонстрировать способность эфира облегчать хирургическую боль. Несмотря на то, что Мортон был плохо подготовлен и работал очень медленно, удача улыбалась ему в этот день, так как анестезия и операция прошли без особенностей, и, таким образом, началась история анестезии эфиром [7, 10-14].


Художники

Роберт Кутлер Хинкли (Robert Cutler Hinckley, 1853-1941) родился в штате Массачусетс 3 апреля 1853 года. Место рождения художника по разным источникам отмечено как Бостон [2] и Нортгемптон [1]. Роберт был еще подростком, когда родители отправили его в Париж для обучения искусству. Хинкли провел там почти 20 лет и проходил обучение живописи под руководством замечательного портретиста Каролюса-Дюрана (Charles Auguste Emile Durand, 1838-1917). В 1882 году по совету учителя Хинкли начал работать над картиной «Первая операция под эфиром».

Интересен тот факт, что первая публичная демонстрация анестезии эфиром была проведена задолго до того, как родился сам Хинкли, и маловероятно, что он когда-либо был лично знаком с кем-нибудь из участников этого события. Поэтому он потратил много времени, выясняя, кто присутствовал на этом наркозе, консультируясь с разными людьми в Бостоне и просматривая записи и газетные статьи. Эта работа продолжалась 11 лет до 1893 года, когда картина была почти завершена [1, 2].

Несмотря на то, что творчество Роберта Хинкли насчитывает более чем 300 картин, главным образом, портретов, широкой известности эти работы не получили. Исключение составляют лишь две его работы: портрет капитана Джона Бэрри (John Barry, 1745-1803), являющийся частью коллекции морского ведомства США, и портрет члена Конгресса от штата Джорджия Чарльза Фредерика Криспа (Charles Frederick Crisp, 1845-1896) из коллекции Палаты представителей США.

Современные художники Уоррен и Люция Проспери выросли во Флориде и Новой Англии, соответственно, и в настоящее время проживают в Саутбороу, штат Массачусетс. Их работы – это портреты, пейзажи и мемориальные картины. Некоторые их картины представлены на выставках в больницах, в клиниках и торговых зданиях в Новой Англии; предпочитаемая техника – холст, масло.


Картины

Несмотря на то, что эти две картины показывают одну и ту же сцену, традиционный подход Хинкли резко контрастирует с «фотожурналистским» толкованием Проспери. Зрителям трудно сравнивать достоинства двух картин, написанных в различные периоды, с помощью различных стилей, и имеющих различные цели. Мы бы хотели определить дополнительный вклад, внесенный работой четы Проспери и, сделав это, изучить эмоциональную реакцию, вызываемую этими работами, когда и где они были созданы, цель их создания и различие в стилях.

Современная картина Проспери отражает больше видимых деталей, она более точна в историческом плане и передает больше ощущения действия, чем картина Хинкли. Эти эффекты достигаются отчасти с помощью использования четой Проспери света с различной насыщенностью, путем изображения ? пространства, а не полного обзора участников, и путем использования более общей композиции. Картина Хинкли была создана в Париже, во Франции, а картина Проспери в современном Вашингтоне. Хинкли в своей работе в течение периода свыше 10 лет придерживается традиций, превалирующих во второй половине 19-го столетия. Он поставил участников действие перед пациентом, а не вокруг пациента. Кроме того, он рассредоточил участников, расположив их на расстоянии друг от друга, создал тем самым драматическую сцену.

Подобно работам Эйкинса и Рембрандта, упоминаемых нами ранее, семья Проспери старается соблюдать медицинскую точность, обеспечивая наблюдателям наиболее выгодное положение ближе к месту действия и расставляет участников вокруг места этого действия. Картина Проспери показывает пациента, спокойного во время операции. Уильям Мортон изображен как наблюдатель, стоящий перед пациентом. Эта картина более точная, однако следует принять во внимание трудности, с которыми столкнулся Хинкли при выяснении списка присутствующих, их роли и используемого оборудования.
Зато Хинкли более преуспел в изображении сцены, которая предвещала открытие анестезии. Сцена кажется театральной, а более скромного размера на самом деле «Купол Эфира» кажется вполне большим, с множеством участников на переднем и на заднем плане. Хинкли обращает наше внимание на пациента, используя более светлые краски, изображая передний план с более четкими контурами, и изображая предполагаемые эмоции на лицах наблюдателей. Зритель не может видеть разрез и кровь, так что у каждого зрителя картины возникают сомнения – действительно ли хирург сделал разрез.

Внешний вид обоих хирургов, Генри Джекоба Бигелоу и Джона Коллинза Уоррена заметно отличается от облика хирургов, изображаемых на фотографиях и портретах того времени. Кроме того, Хинкли изобразил на картине людей, которые вероятнее всего отсутствовали во время этого события (студент-медик Charles Hosea Hildreth (1825-1884), хирург Abel Lawrence Peirson (1794-1853), хирург Jonathan Mason Warren (1811-1867) и врач William Williamson Wellington (1814-1896) ) [1, 2]. Также он не изобразил двух врачей, которые вероятно присутствовали на демонстрации - хирурги Samuel Parkman (1816-1854) и George Hayward (1791-1863) [1, 2].

Несмотря на эти недостатки, картина Хинкли является выдающимся достижением для художника, только завершающего свое обучение. Картина Хинкли «Первая операция под эфиром» донесла до нас волнение этого замечательного события и позволила нам участвовать в его праздновании.
В отличие от Хинкли чета Проспери передвинула пациента на передний план картины от центра вправо. Центральной фигурой действия является хирург Джон Коллинз Уорен, показанный за работой. Кровь явно видна не только на руках у хирурга, но также на шее пациента и в тазу. Сцена действия и его участники по существу одни и те же, как на картине Хинкли, но наблюдатели переносятся ближе и смотрят сверху вниз на происходящее. Первая реакция, которая возникает у зрителя, особенно если смотреть на картину «День Эфира, 1846» издали, - может это действительно фотография? Но все становится понятным, когда узнаешь, что для достижения точности художники взяли более чем 200 фотографий сцены, созданной натурщиками, одетыми в костюмы того периода.

Работа выглядит крайне реалистичной, тщательный ее осмотр и вид крови усиливает ощущение этого важного события. Реалистичное, фотожурналистское качество, которое доминирует в работе Проспери является следствием не соединения мельчайших деталей, а следствием четкого акцента на определенные моменты. Картина не оказалась настолько теплой как работа Hinckley вследствие ее единообразного света, отсутствия теней, небольшой глубины обзора и возможно ее реалистических качеств. «Купол Эфира» оказывается близким к его действительному размеру, а участники более однородно распределены как на переднем, так и на заднем плане.

Если Хинкли празднует первую демонстрацию анестезии эфиром на расстоянии, то Проспери приглашают нас стать свидетелями очень близко к месту действия. Более темные тона, которые доминируют, более раннее изображение замещается ярко освещенной операционной комнатой. Хинкли использует расходящееся освещение и постепенно растворяет четкие линии субъектов путем смешивания одного тона с другим. Его большее драматическое изображение отодвигает наблюдателя назад в атмосферу зрителей за происходящим.

Проспери умело использовали этапность события, при котором участники были сфотографированы в костюмах того периода, и замечательно следовали своей цели – создать точный, реалистичный, близкий обзор действительной операции. Так как они перенесли наблюдателей в ряды вокруг демонстрации, сцена является настолько правдоподобной, что легко представить себе, как двигался бы пациент, если бы имел неадекватную анестезию. Хотя Мортон и наблюдает, и работает на картине Хинкли, Проспери показывают его тревогу и готовность к немедленным действиям. В сравнении с подавленной атмосферой, которая наполняет сцену Хинкли, степень предчувствия здесь более значительная.

Художникам во время работы необходимо организовать сцену, а также одеть участников в костюмы соответствующим образом. Проспери использовали фотографию, чтобы совместить этот двухступенчатый процесс в один. Точность к реальности и достоверность являются признаками их картины. Они выбрали Д. Ф. Кистлера для позирования в качестве хирурга из-за его замечательного сходства с Уорреном. Проспери более точны с исторической точки зрения, так как они исключили большинство врачей, которые, как известно, отсутствовали во время демонстрации. Они правильно исключили Чарльз Хилдрета, Абеля Пирсона и Джонатана Мэйсона Уоррена; однако при этом они включили Уильяма Велингтона, который, вероятнее всего, не присутствовал на этой демонстрации.

Данные о погоде на утро 16 октября 1846 года и расположение окон в «Куполе Эфира» свидетельствуют о том, что участники были хорошо освещены естественным светом. Проспери даже использовали освещение, чтобы сохранить всех участников в четком фокусе и создать условия более скромного размера «Купола Эфира». Эти детали, наряду с выражениями лиц участников, предполагают, что это было истинно грандиозное событие.


Резюме

Обе картины, которые мы сравниваем, изображают одно и то же незабываемое, историческое событие, но художники преследовали при этом различные цели. Для Хинкли написание картины – необходимое условие для завершения обучения искусству в Париже, тогда как чета Проспери получила поручение от Массачусетской больницей общей практики, на создание более точного изображения данного события. Как Хинкли, так и Проспери использовали дагерротипы и фотографические источники для своей работы. С помощью живописных мазков кистью и используя все преимущества освещения, Хинкли обратил наше внимание на пациента, который является центральной фигурой. Пациент, расположенный лицом к наблюдателю, весь в белом – для усиления эффекта освещения. Общая сцена является достаточно широкой, и ее стадийность оказывает драматический эффект. Наблюдатель отчасти исключен из сцены, ему отведено место в аудитории. Насыщенный естественный свет, который падает вниз из окон купола, может даже предполагать, что более высокая сила руководит руками хирурга и Мортоном.

Проспери широко использовали краски, а яркий свет равномерно освещает всю сцену. Центральная фигура здесь – хирург, а не пациент, лицо которого наблюдатель не видит.

Хинкли использует теплый традиционный стиль, характерный для конца 19-го столетия. Он также имел успех, изобразив на хирургической сцене большинство выдающихся людей Бостона; однако, работа Проспери технически более точна по некоторым аспектам, нераспознанным Хинкли. Внешний вид участников, наличие крови добавляют реалистичности. Их изображение было бы даже более убедительным, если бы один из участников прощупывал пульс у больного – деталь, точная или нет, но включенная у Хинкли. Деталь, которую следовало бы изменить – это испаритель эфира, наклоненный не вниз и горизонтально, а вертикально с наконечником, расположенным у рта.

Немногие картины, если таковые и имеются, изображающие важные сцены из истории медицины имеют оригинальные продолжения. Возможно, нет ни одной картины, где сцена была восстановлена современниками, позирующими как исторические фигуры. Эти шедевры могут рассматриваться как дополняющие друг друга, а не конкурирующие друг с другом. Различия в картинах возникают не только благодаря стилю написания картины, освещению, точкам обзора и деталям, но что более важно, благодаря периоду времени, в котором эти картины написаны.

Работа Hinckley написана в традициях 19-го столетия, в то время как работа Проспери является современной. Интересующиеся люди приезжают в Бостон со всего мира посмотреть на картину Хинкли. Люди, которым посчастливилось посетить «Купол Эфира» в Массачусетской больнице общей практики в Бостоне, где происходило описанное событие, также будут иметь возможность изучить и современную картину Проспери. Мы надеемся, что информация, которую мы представили здесь, вызовет интерес у читателей, будь они историками или просто любознательными людьми.


Список литературы

1. Vandam L. D. Robert Hinckley’s «The First Operation with Ether». Anesthesiology 1980; 52: 62-70.

2. Wolfe R. J. Robert C. Hinckley and the Recreation of the First Operation under Ether. Boston, The Boston Medical Library in The Francis A. Countway Library of Medicine, 1993.

3. Alper M.H. The ether controversy revisited. Anesthesiology 1964; 25: 560-3.

4. Ortega R.A., Kelly L.R., Yee M.K., Lewis K.P. A history of the ether monument and its significance for anesthesiology. Anesthesiology 2006; 105: 838-42.

5. Wolfe R.J., Menczer L.F. I Awaken to Glory: Essays Celebrating Horace Wells and the Sesquicentennial of His Discovery of Anesthesia. Boston, The Boston Medical Library in the Francis A. Countway Library of Medicine, in association with the Historical Museum of Medicine and Dentistry, Hartford, 1994.

6. Wells H. A History of the Discovery of the Application of Nitrous Oxide Gas, Ether and Other Vapors, to Surgical Operations. Hartford, J. Gaylord Wells, 1847.

7. Fenster J.M. Ether Day. New York, HarperCollins, 2001.

8. Wolfe R.J. «Tarnished Idol». San Anselmo, California, Norman Publishing, 2001.

9. Smith W.D.A. Under the Influence. Park Ridge, Illinois, The Wood Library Museum of Anesthesiology, 1982.

10. Rice N.P. Trials of a Public Benefactor. New York, Pudney and Russell, 1859.

11. Bigelow H.J. Insensibility during surgical operations produced by inhalation. Boston Med Surg J 1846; 35: 309-17.

12. Anonymous. Boston Daily journal, 2. October 17, 1846.

13. Anonymous. Boston Daily Evening Transcript, 2. October 17, 1846.

14. Anonymous. Boston Post, 2. October 17, 1846.