Новости

larrow.gif (397 bytes)

rarrow.gif (398 bytes)

Главная страница сайта


Телемост по проблемам клинического питания в России

24 сентября 2012, г.Санкт-Петербург, г.Москва

 

 

Уважаемые коллеги!

24 сентября 2012 в залах агентства «РИА Новости» в Санкт-Петербурге и Москве состоялся телемост, посвященный проблемам клинического питания в России. В студиях двух столиц впервые собрались ведущие российские и зарубежные специалисты в этой области, чтобы определить пути внедрения в широкую клиническую практику современных схем применения специализированного питания как неотъемлемой части лечения пациентов.

В работе телемоста приняли участие:

В студии в Санкт-Петербурге:

  • Алессандро Лавиано, профессор, Кафедра клинической медицины, Университет Ла Сапиенца (Рим, Италия), Председатель Комитета по Образованию и Клинической Практике Европейского Общества Клинического Питания и Метаболизма (ESPEN)
    Тема выступления: «Что такое клиническое питание. Зачем нужно применять клиническое питание в терапии пациентов?»
  • Реми Майер, профессор Университетской клиники (Лиесталь, Швейцария).
    Тема выступления: «Ситуация с применением клинического питания в Европе и США. Рекомендации ESPEN».
  • Звягин Альфред Аркадьевич, главный научный сотрудник, руководитель группы анестезиологии и интенсивной терапии отдела гнойной хирургии и термических поражений Института хирургии им. А.В. Вишневского, д.м.н., профессор
    Тема выступления: ««Ситуация с применением клинического питания для взрослых пациентов в России: проблемы и пути решения».
  • Андрей Лекманов, д.м.н., профессор, руководитель отдела анестезиологии и реаниматологии НИИ педиатрии и детской хирургии. Ведущий детский анестезиолог-реаниматолог России
    Тема выступления: «Клиническое питание в педиатрии».

В студии в Москве:

  • Андрей Куликов, доцент кафедры организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, ведущий научный сотрудник лаборатории фармакоэкономики Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.
    Тема выступления: «Клиническое питание: фармакоэкономический аспект».
  • Шестопалов Александр Ефимович, руководитель клинического отдела Российской Национальной Ассоциации Парентерального и Энтерального питания, д.м.н., профессор
    Тема выступления: «Связь исхода заболевания и применения клинического питания».

Предлагаем ознакомиться с результатами этой встречи, отраженными в следующих материалах:


Клиническое питание:
западный опыт, российские реалии
телемост Санкт-Петербург – Москва по проблемам
клинического питания в России

24 сентября 2012 года в залах агентства «РИА Новости» в Санкт-Петербурге и Москве состоялся телемост “Клиническое питание: «потерянный элемент» Hi-tech терапии?”. Ведущие российские и зарубежные специалисты в этой области медицины в ходе обсуждения пришли к выводу, что использование специализированного питания в стационарах существенно сокращает время и материальные затраты на лечение больного. Между тем в России нет современных стандартов по применению клинического питания, а кадры недостаточно подготовлены. Кроме того, специалисты бьют тревогу – нет уверенности, что клиническое питание вообще будет включено в новые стандарты, на которые российское здравоохранение переходит с 2013 года.

Проблема специализированного клинического питания больных, или нутритивной поддержки, чрезвычайно актуальна во всем мире. С позиций современной доказательной медицины нутритивная поддержка методами энтерального (через желудок) и парентерального (внутривенно) питания является обязательным компонентом комплексной интенсивной терапии больных в критических состояниях и необходимым условием выживания и выздоровления пациентов – как взрослых, так и детей. В результате многочисленных исследований последних лет, проведенных Европейским обществом клинического питания и метаболизма (ESPEN), доказана связь грамотного использования клинического питания как со скоростью выздоровления пациентов, так и с выживаемостью в целом. В среднем, применение стандартных схем нутритивной поддержки позволяет сократить срок выздоровления пациента, и, соответственно, время пребывания в стационаре. Это, в свою очередь, приводит к существенной экономии. Так, по данным, которые привел Андрей Куликов, эксперт Московского фармацевтического общества, при переходе с терапии без нутритивной поддержки, на аналогичную, но учитывающую ее, при лечении гипотетической группы в 1000 больных в течении 5 дней экономия денежных средств составит порядка 26 млн. руб., что позволит дополнительно вылечить 540 пациентов.

Участвовавший в работе телемоста руководитель отдела анестезиологии и реаниматологии Московского НИИ педиатрии и детской хирургии д.м.н., профессор Андрей Лекманов, так обозначил основные проблемы, препятствующие внедрению клинического питания в широкую медицинскую практику в России: «Первая проблема – идеологическая. Специалисты не считают клиническое питание столь же важным, как другие виды терапии. Вторая проблема – административная. В 2013 году российское здравоохранение переходит на новые стандарты, и у меня нет абсолютной уверенности, что клиническое питание будет в них включено. А если его там не будет, то его применение не будет оплачено страховой компанией. Есть еще проблема методологическая, проблема обучения не только врачей, но и медсестер, так как, в конце концов, больного кормят медсестры».

По данным отечественных авторов, более 50% пациентов, поступающих в стационары, имеют питательную недостаточность, причем эта цифра зависит от характера заболевания, достигая, например, 80% и более у онкологических больных. Частота же нарушений питания у пациентов педиатрических стационаров составляет от 30 до 40%.

В России в последнее время анализу подобных данных также уделяется большое внимание. По словам д.м.н., профессора Александра Шестопалова, руководителя клинического отдела Российской Национальной Ассоциации Парентерального и Энтерального питания, в прошлом году впервые был проведен так называемый Nutrition day, который включал в себя скрининг ситуации с нутритивной поддержкой пациентов. Исследование охватило 24 региона, 95 стационаров, 101 отделение реанимации, 963 пациента. Проведение такого скрининга специалисты считают первым шагом к пониманию реальной ситуации с обеспечением нуждающихся пациентов клиническим питанием в России. Данные сейчас находятся в процессе обработки. Подобные исследования будут теперь проводиться каждый год.
Справедливости ради стоит отметить, что проблема недостаточной нутритивной поддержки пациентов характерна не только для России.

«Проблема с предоставлением качественной нутритивной поддержки до сих пор существует и в Европе. Согласно нашим статистическим данным, нутритивная поддержка в большинстве европейских стран оказывается только на уровне 60% от требуемого. Наша задача сейчас заключается в повышении качества нутритивной поддержки, в том, чтобы пациенты ее получали как в отделениях интенсивной терапии, так и в других отделениях стационара», – говорит Реми Майер, профессор Университетской клиники (Лиесталь, Швейцария).

Получение пациентами энтерального питания в период реабилитации, когда они находятся в палатах профильных отделений, а не в отделении интенсивной терапии, по мнению специалистов, вообще отдельный вопрос. Если на сегодняшний день парентеральное питание в критических состояниях рассматривается как необходимая часть лечения больного (у врачей не возникает вопроса, назначать его или нет, так как другого способа накормить больного не существует), то ситуация с препаратами для энтерального питания сложнее. Этот компонент, по словам специалистов, «ушел в сторону», что неправильно.

«Здесь есть недооценка. Она связана с тем, что у организаторов здравоохранения, и за рубежом, и в России, много экономических проблем, и они вынужденно пытаются на проблеме клинического питания сэкономить. Наша задача - объяснить с фактами в руках, что это неправильный подход, что недооценка клинического питания увеличивает стоимость лечения и приводит к большему количеству осложнений», – считает Альфред Звягин, д.м.н., профессор, главный научный сотрудник Института хирургии им. А.В. Вишневского.

Кстати, стоимость лечения ряда заболеваний зачастую просто несопоставима со стоимостью курса клинического питания. На эту проблему обратил внимание участников телемоста Алессандро Лавиано, профессор кафедры Клинической медицины Университета Ла Сапиенца (Рим, Италия), председатель Комитета по образованию и клинической практике Европейского общества клинического питания и метаболизма (ESPEN). Доктор Лавиано привел данные исследования, которые были опубликованы в Британском медицинском журнале по поводу различных лекарственных средств, которые назначаются для терапии рака легкого.

«Это очень дорогостоящие курсы - 30-40 тыс. евро. При этом многие лекарственные средства, которые появились на рынке за последние 50 лет, оказались ничуть не эффективнее, чем те препараты, которые были на рынке до этого. И ведь никто не спрашивает стоимость лечения пациента с онкологическим заболеванием, даже если курс химиотерапии может продлить жизнь пациента всего лишь на 5-10 дней. Если нужно, то курс будет проведен. То же самое, никто не спрашивает о стоимости КТ-сканирования, когда это необходимо. Но что касается клинического питания, все тут же начинают задавать вопрос: сколько будет стоить его назначение пациенту», – говорит доктор Лавиано.

Подводя итоги телемоста, все его участники сошлись во мнении, что применение клинического питания, с одной стороны, повышает экономическую эффективность функционирования отдельного стационара и, с другой, позволяет улучшить экономическую эффективность функционирования системы здравоохранения в целом. В России же необходимо скорейшее внедрение современных стандартов по этому вопросу, основанных на передовых научных исследованиях России и европейских стран.


Факт-лист

По данным НИИ питания РАМН от 40 до 80% жителей крупных городов имеют нарушения иммунитета, 30% россиян имеют разнообразные заболевания пищеварительной системы, резко ухудшающие процессы всасывания и переваривания пищи1:

  • дефицит витамина
  • С в пищевом рационе отмечается у 70-100% населения,
  • дефицит витаминов группы В и фолиевой кислоты - у 40-80%,
  • дефицит бета-каротина - у 40-60%,
  • дефицит селена - у 85-100%.

Практически здоровый организм должен получать ежедневно 12 витаминов, 18 аминокислот, целый комплекс микроэлементов, минералов.

Исследования НИИ питания РАМН показали, что большая часть пациентов, поступающих в стационары, имеет существенные нарушения пищевого (нутриционного) статуса2:

  • у 20% - истощение и недоедание,
  • у 50% - нарушениями жирового обмена,
  • до 90% имеют признаки гипо- и авитаминоза,
  • у более, чем 50% обнаруживаются изменения иммунного статуса.

Анализ, проведенный Европейской ассоциации клинического питания и метаболизма (ESPEN) констатирует трофическую недостаточность у пациентов2:

  • в хирургии у 27-48%,
  • в терапии у 46-59%,
  • в гериатрии у 26-57%,
  • в ортопедии у 39-45%,
  • в онкологии у 46-88%,
  • в пульмонологии у 33-63%,
  • в гастроэнтерологии у 46-60%,
  • среди инфекционных больных в 42-59%,
  • с хронической почечной недостаточностью – 31-59% .

У здорового человека потребность в энергии составляет в среднем 25-30 ккал/кг/сутки2:

  • при малом хирургическом вмешательстве она увеличивается до 35 ккал/кг/сутки,
  • при гастроэктомии – до 40 ккал/кг/сутки,
  • при политравме становится равной 50-70 ккал/кг/сутки,
  • случае тяжелого сепсиса, черепно-мозговой травмы или ожоговой может возрастать до 80 ккал/кг/сутки,
  • при повышении температуры тела на 1°С потребность в энергии может увеличиваться на 13%.

При незначительном дефиците нутриентов (белков, жиров, углеводов) включаются механизмы компенсации, которые призваны защитить жизненно важные органы путем перераспределения пластических и энергетических ресурсов3:

  • снижаются сердечный выброс и сократительная способность миокарда, может развиться атрофия и интерстициальный отек сердца,
  • слабость и атрофия дыхательных мышц приводит к нарушению функции дыхания и прогрессирующей одышке,
  • поражение ЖКТ проявляется атрофией слизистой оболочки и потерей ворсинок тонкой кишки, приводящих к синдрому мальабсорбции,
  • снижается число и функциональная способность Т–лимфоцитов, отмечаются изменения свойств В–лимфоцитов, гранулоцитов, что приводит к длительному заживлению ран,
  • особенно страдает функция гипоталамо–гипофизарной системы.

Ежегодно в России проводится около 9 миллионов операций, количество больных с объемными операциями составляет примерно 20% 4:

  • при своевременном применении энтерального питания снижается послеоперационная летальность на 8-15%,
  • сроки пребывания в стационаре сокращаются в среднем на 25% (2-3 суток),
  • от 15 до 30% снижается потребность в препаратах крови.

В 2010 году в России родился 1 миллион 800 тысяч детей6:

  • из них недоношенных – 93 200 детей,
  • в том числе, 14 400 детей с недоношенностью III – IV степени – с массой тела от 500г до 1500г,
  • при недоношенности III – IV степени выживает 75% новорожденных.

Раннее применение клинического питания в критических состояниях - одна из основных составляющих интенсивного лечения больных:

  • раннее применение энтеральнго питания в 1,5 раза уменьшает летальность в отделениях интенсивной терапии и реанимации2,
  • при применении клинического питания пациенты выходят из критического состояния в 2 раза быстрее, чем без его применения4,
  • дети, получившие нутритивную поддержку в ранние сроки от поступления, своевременно были переведены в коечные отделения в среднем на 7 ± 2,1 дня, без развития послеоперационных осложнений5,
  • при снижении массы тела у стационарного больного всего лишь на 5% продолжительность госпитализации увеличивается в 2 раза, а частота осложнений – в 3,3 раза3.

В США и Европейских странах лечебное питание давно является неотъемлемой частью комплексной терапии при многих заболеваниях. В России уровень распространенности клинического питания, информированности врачей и пациентов оставляет желать лучшего4.

На встрече Клуба инвесторов фармацевтической и медицинской промышленности была принята резолюция о необходимости:

  • включения лечебного/энтерального питания во все стандарты лечения на госпитальном и амбулаторном этапах лечения,
  • включения лечебного/энтерального питания в медико-экономические стандарты,
  • включения клинического питания в программу дополнительного лекарственного лечения пациентов с онкологическими заболеваниями,
  • организации структуры «Домашнего ухода и питания»,
  • развития образовательных программ в области лечебного клинического питания.

Нормативная документация, регламентирующая применение клинического питания:

  • Приказ МЗ РФ от 5 августа 2003 г. №330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях РФ» - введено положение о совете по лечебному питанию. Помимо этого впервые разработана инструкция по организации в стационаре нутритивной поддержки.
  • Статья 39 Федерального закона РФ от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» - каждый пациент, в случае его нахождения в стационаре, имеет право на получение лечебного питания. Лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий и направлено на удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний.

Источники:

  1. Медицинская газета, 11.02.2011, «Чтобы быстрее срослось»;
  2. Забайкальский медицинский вестник, №1 2012, «Метаболические нарушения и возможности нутритивной поддержки при критических состояниях». Авторы статьи – В.А. Коннов, К.Г. Шаповалов;
  3. Русский медицинский журнал, 29.06.2011, «Cовременные подходы к диагностике и лечению синдрома кахексии с позиции врача-терапевта». Автор статьи – О.И. Костюкевич;
  4. Личные деньги, 17.04.2012, «Специальное питание поможет выздоравливать быстрее» - отчет о встрече Клуба инвесторов фармацевтической и медицинской промышленности;
  5. Лечащий врач, 15.08.2010, «Опыт использования полуэлементной смеси у пациентов в критических состояниях». Автор статьи – Ю.В. Ерпулёва, д.м.н., ДГКБ №9 им. Г.Н. Сперанского, 2й ФГУ педиатрии и детской хирургии Росздрава, Москва;
  6. «Здравоохранение в России 2011», статистический сборник. Росстат.

Справка о рынке клинического питания

Рынок клинического питания в России находится в стадии становления.

В настоящий момент на рынке представлены, в основном, зарубежные производители.

В сегменте парентерального питания присутствуют такие компании, как Fresenius Kabi с долей 43%, BBraun (34%), Berlin Chemie (10%), Baxter (7%) и Hemofarm (6%). Общий объем рынка парентерального питания в России оценивается в 20,4 млн. евро.

Рост за 2011 год составил 17%1.

Распределение долей производителей в сегменте парентерального питания в 2011г.

Объем закупок в сегменте энтерального питания в 2011 году составил 6,2 млн. евро2.

Здесь также отсутствуют отечественные производители.

Игроки расположены следующим образом: Nutricia с долей 38%, BBraun (22%), Abbott (16%), Fresenius Kabi (12%), Nestle (6%) и Nutritek (6%)3.

Распределение долей производителей в сегменте энтерального питания в 2011г.

Источники:

  1. RMBC/IMS, ex-distr.sales, MATQ3
  2. Aston Consulting data – 2011
  3. RMBC/IMS, ex-distr.sales, MATQ3


Новости

larrow.gif (397 bytes)

rarrow.gif (398 bytes)

Главная страница сайта