Автор: Филиппович Г.В.
создано: 04.10.2004 22:30
Уважаемый Игорь, Лучше я дезориентирую новоиспеченных врачей из категории нытиков сейчас, и с большой пользой для них, чем они сами выберут «правильную» ориентацию, когда это будет поздно. Мы уже получали в Форум письма типа «устал зверски, в палате лежит три свиноматки… и т.д.». Михаил Рэмович, думаю, то письмо помнит. С уважением, Филиппович Г.В.
Процитирую частично письмо от моего товарища, у которого стажа лет на 15 больше моего, да и к «избранным» я бы его сам отнес за профессионализм: …Я посмотрел форум на Critical. В целом о клятве Гиппократа (в наше время её называли «Присягой советского врача») моё мнение следующее: это некое театрализованное ритуальное действо, придуманное партийным начальством СССР для одного из слоев … социалистического общества. …не удивлюсь, что это изобретение пришло в советскую медицину сразу после дел врачей-отравителей или врачей-вредителей. ….Функция этого клятвенного ритуала была, в моем понимании, многогранной и очень удобной для власть предержащих: снимались многие вопросы ответственности бюрократии за ненадлежащую организацию лечебного дела (врач должен работать самопожертвенно, выворачиваясь на изнанку, а не вякать на недостаток медикаментов, оборудования, управленческий идиотизм, нищенскую зарплату т.д.). Во-вторых, врач становился козлом отпущения и дополнительным демпфером между основной частью населения и чиновничеством: с помощью клятвы (в которой все обязательства по обслуживанию больных берет на себя работник, но не работодатель) очень легко искать виноватого и ….переводить стрелку…. при жалобах населения: «Ах, этот моральный урод (скажем, врач скорой помощи) отказался тащить стопудовую старуху с десятого этажа в карету! Он оказался недостойным высокого звания советского врача, клятвоотступник!!! Да еще имел наглость требовать у диспетчера обеда, придя на суточную работу, урод этакий! Видали, жрать захотел! Работать надо, а он все про КЗОТ нудит! Вскормили змеёныша на своей груди!). Эти удила особенно хорошо срабатывали тогда, когда ни по законодательству, ни по здравому смыслу, к врачу претензий предъявить было нельзя. Здесь были как нельзя кстати рассуждения о моральном облике врача, провинившегося в глазах начальства. В третьих, многие врачи вполне серьезно воспринимали клятву и считали, что именно они и есть символ жертвенности и бескорыстия. Что-то вроде народовольцев наших дней. Это позволяло им легче смиряться со многими несправедливостями, считать себя особым кланом, который стоит выше презренных жизненных реалий. Зачем им идти к начальству и беспокоить его своими жалобами, мы сами соль соли земли русской, у нас интересы другие, мы выше материальных проблем. Снова-таки, для начальства это безумно удобно и эти мысли всячески им одобрялись и поддерживались. Работала ли реально эта Клятва? В масштабах страны, едва ли. Видимо, большинство врачей, да и сами бюрократы ясно понимали эфемерность этой своеобразной присяги врача-новобранца. Если человек обладал моральными устоями, ему эта клятва ….. что рыбе зонтик, если нет …тот же эффект. Нужна ли клятва сейчас? Разумеется, нет. Отменят ли её …; тоже скорее всего нет, так как это очень удобный инструмент в руках чиновников от медицины, зачем его лишаться? Должны ли врачи требовать изменения порядка оплаты своего труда? Да, должны. Будет ли от этого толк? Думаю, что никакого. Чиновник любого уровня в России идет к власти не для того, чтобы сделать жизнь своих подчиненных лучше, а для собственного (т.е. эгоистического) интереса, который, обычно, вполне материального свойства. Придя к определенному уровню власти, бюрократ как бы отодвигается от взрастившей его среды и начинает жить в другом, комфортабельном, с нашей точки зрения …..; виртуальном, мире. В этом параллельном мире другие принципы выживания, жизненные ценности и установки. И этот мир практически не пересекается с миром большинства людей в стране. Это очевидно. Соответственно, практически нет обратной связи или она жутко искажена. Вывод один …. требуй изменений в зарплате (организации труда, нормативов снабжения лекарствами, оплаты страховыми компаниями, etc.), или не требуй, - результат один, - нулевой. Бюрократия любого уровня начинает шевелиться только тогда, когда её самодержавности что-то угрожает, или эта самодержавность ещё не полная, т.е. есть ещё, что можно прибрать к рукам. Чиновничество и, скажем так, основная часть населения смотрят друг на друга с отчетливым недоверием, неприязнью и опаской. Наиболее толковые чиновники пытаются гасить возможные очаги недовольства заранее, давая своему ….электорату… мелкие подачки. Чаще же эти самые …очаги напряжения… бюрократия просто не видит или не желает видеть. Когда нарыв прорывается, тут уж не до пряников, надо хвататься за кнут. Выбор между кнутом и пряником всегда будет сделан в пользу того, что проще, подешевле, потребует меньших усилий, в том числе ….интеллектуальных. Я это вовсе не про сиюминутный момент в истории России, у нас ведь всегда так было. Многие века! Какие-то заявления врачей-реаниматологов ….. это чушь собачья для бюрократии, никто ухом не поведет, даже если услышит. Власти бюрократии это не угрожает, так как широкой поддержки у населения не найдет. Вы же и сами не верите, что все вдруг выйдут на улицу в поддержку требования врачей-анестезиологов по повышению зарплаты или с требованием официально разрешить врачам брать мзду непосредственно с больных? Мне кажется, проще было бы договориться с чиновниками об ….откате… (что это такое все они прекрасно теперь понимают, уже на уровне подсознания). Тогда можно запросто добиться государственной зарплаты для врача долларов в 2000, а для м/с в 1000$ - только отстегивай им в личный карман каждый месяц ….десятинку, а там гуляй, эскулап, радуйся жизни! Даже можно на ежеквартальные повышения оклада рассчитывать! Их (бюрократов), по доходам врачишко все равно не догонит и за десять лет, они, люди крутые, давно другим количеством нулей в цифрах доходов оперируют. Т.е, опять таки, не обидно простому чиновнику,что врач лучше жить стал. Понимать все эти реалии для большинства нормальных людей тоскливо. Но ведь многим нравится, и менять им ничего не хочется. А у тех, кому тошно и выбора нет, кто их спрашивать-то будет?
|