Тольяттинский медицинский консилиум
двухмесячный научно-образовательный журнал
Статьи
 
  Тольяттинский медицинский консилиум

"Тольяттинский медицинский консилиум" 2011г. № 3-4

Синдром эмоционального выгорания в анестезиологии-реаниматологии

П.Л. Дубовик, В.Я. Вартанов, Б.А. Хлебников, Н.Е. Канисев, М.Г. Черный, В.Е. Чувиков

МУЗ Клиническая больница № 5 г.о. Тольятти (главный врач-к.м.н. Н.А. Ренц), РФ

«Самый неблагодарный труд тот, за который получаешь только одни благодарности»
О.Е. Бобров

В профессии врача существует множество опасностей: аллергии на лекарства и дезинфицирующие средства, облучение у рентгенологов, варикозная болезнь у хирургов и др. Но это соматические проблемы. Существуют, однако, менее осязаемые, но не менее значимые проблемы, лежащие в области психоэмоциональной сферы человека, работающего врачом. Накопление отрицательных эмоций происходит постепенно, годами. Неудовлетворенность своим трудом и хронический стресс отравляет жизнь исподволь, постепенно приводящие к потере специалиста как профессионала, проблемам с алкоголем (наркотиками) и к определенной деформации личности. Окружение «выгоревшего» профессионала неизбежно попадает в водоворот отрицательных эмоций, отчего страдает его семья, коллеги, больные, друзья и т.д. Значит, если попробовать профилактировать и попытаться полечить этот синдром, то, вполне вероятно, что дорогостоящий (не в нашей стране) специалист дольше проработает на пользу обществу и будут сэкономлены немалые средства на его реабилитацию.

Труд медицинского персонала отделений анестезиологии – реанимации один из самых тяжелых как физически, так и эмоционально. В «выгорании» анестезиолога-реаниматолога можно выделить следующие факторы [4].

Во-первых, пациенты у реаниматологов самые тяжелые, это «последняя инстанция», куда врач профильного отделения может перевести отяжелевшего больного, расписавшись, таким образом, в собственном бессильи.

Во-вторых, реаниматолог «ведёт» пациента либо до стабилизации его состояния, либо до смерти. Дополнительным психотравмирующим фактором является высокая смертность в отделениях реанимации. При этом реаниматолог постоянно «проигрывает» в голове самые мрачные варианты прогноза, постоянно балансирует между иатрогенией и радикальными решениями интенсивной терапии. А если таких больных несколько? Состояние подобных пациентов в течении короткого интервала времени может кардинально меняется и к концу дежурства изматывающая нагрузка приводит к полному эмоциональному опустошению.

В-третьих, по интенсивности информационной нагрузки работа анестезиологов – реаниматологов сопоставима с трудом авиадиспетчеров, когда выбор единственно правильного решения ограничен узким временным интервалом.

В-четвёртых, далеко не всегда удается предотвратить смерть пациента даже опытным докторам. И именно реаниматолог, честно и до конца выполнивший свою работу, вынужден принимать претензии близких умершего.

В-пятых, врачи-интенсивисты относятся к своему эмоциональному состоянию гораздо безответственнее прочих медиков [4]. Не случайно профессия анестезиолога-реаниматолога является одной из самых рискованных.

Эмоциональное истощение у анестезиологов-реаниматологов встречается в 7 раз чаще, чем у других специалистов, а по числу суицидальных попыток анестезиологов-реаниматологов обошли только психиатры [10]. Очень ранимой у анестезиологов-реаниматологов оказывается не только психо-эмоциональная сфера, но и сердечно-сосудистая система. Так, у специалистов данного профиля в 4 раза чаще и на 8 лет раньше, чем у дерматологов, возникает ишемическая болезнь[10].

Интересные данные приводят А.Ю. Ловчев и В.А. Корячкин [5]. Они исследовали 122 анестезиолога-реаниматолога, разбив их на три группы в зависимости от стажа работы: первая - до 5 лет, вторая – от 5 до 10 лет и третья - более 10 лет. Обнаружено, что изменения ЧСС и АД у врачей зависят не только от стажа работы, но и от ожидания аварийной ситуации в дневное или ночное время. Отмечено, что во время ночных дежурств реакция сердечно-сосудистой системы врачей на звонок внутрибольничного телефона более выражена, чем днём, особенно у врачей со стажем работы до 5 лет (очевидно, днем сказывается «прикрытие» в лице заведующего отделением и более опытных сотрудников). Значительное увеличение ЧСС и АД отмечены у врачей со стажем работы до 5 лет. Наибольшая адаптация сердечно-сосудистой системы к возможности «немедленного вступления в бой» отмечена у врачей со стажем 5-10 лет. У врачей со стажем более 10 лет реакция со стороны ЧСС была менее выражена, чем в остальных группах, а вот АД у них реагировало так же остро, как и у неопытных врачей со стажем до пяти лет. Вероятно, это свидетельствовало о дезадаптации более пожилых врачей и склонности их к развитию артериальной гипертензии [10]. Синдром выгорания был диагностирован у 80,6% анестезиологов-реаниматологов, реже у мужчин (78,2%), чем у женщин (90%). При этом синдром выгорания четко кореллировал со стажем работы: у врачей со стажем работы до 5 лет он наблюдался в 12%, от 5 до 10 лет - 63,6%, более 10 лет - у 77,5%. Практически более половины врачей со стажем работы до 10 лет и большинство врачей со стажем более 10 лет находятся в стадии дезадаптации и нуждаются в психологической помощи [10]. Несомненно, это отражается и на работе, отношении к пациенту, межличностных взаимоотношениях.

По данным П.И. Миронова и Н.В. Асафьевой [8] синдром эмоционального выгорания (СЭВ) в различных стадиях своего развития отмечается примерно у 80 % медицинских сестер отделений интенсивной терапии и менее чем у 50% врачей анестезиологов-реаниматологов. Достоверно чаще, причём более выраженные его формы, СЭВ формируются у медицинских сестер отделений реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ). Средний возраст врачей страдающих «эмоциональным выгоранием» составил 44,3±3,1 года. По сравнению со средним медперсоналом ОРИТ, возраст и профессиональный стаж достоверно влияют на развитие «профессионального выгорания» только у врачей анестезиологов-реаниматологов.

СЭВ - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса, ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный преходящий эпизод, а долговременный процесс «сгорания дотла»[11]. Развитие данного синдрома характерно для альтруистических профессий, где доминирует забота о людях (социальные работники, врачи, медицинские сестры, учителя и др.)

Первые работы по этой проблеме появились в благополучной, в общем-то, стране, в США. Для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами (клиентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи, американский психиатр H. Frendenberger [13] в 1974 г. описал феномен, который наблюдал у себя и своих коллег. Он и назвал его «выгоранием» («burn out»), подразумевая под этим истощение, потеря мотиваций и ответственности. Социальный психолог К. Maslach [15] определила это состояние как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам. Первоначально под СЭВ подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет психосоматического компонента. Исследователи всё больше связывали синдром с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям предболезни. В Международной классификации болезней (МКБ-10) [9] СЭВ отнесен к рубрике Z73 – «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни». (Класс: факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения, Блок: Обращение в учреждения здравоохранения в связи с другими обстоятельствами, Код: Z73.0, Название: Переутомление. Это неточный перевод в русской версии. В оригинале – именно «выгорание», Z 73 (burn-out) [6]. Надо сказать, что задолго до американских коллег в 1898г эту проблему, в общих чертах, описал А.П. Чехов в рассказе «Ионыч».

Социальный психолог В.В. Бойко [2] кроме хорошего опросника по теме, выделяет три фазы «напряжение», «резистенция», «истощение» и 12 симптомов характеризующих эти фазы:

  • напряжение (переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия);
  • резистенция (неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально - нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей);
  • истощение (эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность (деперсонализация), психосоматические и психовегетативные нарушения.

В настоящее время большинство психологов выделяют три ключевых признака этого синдрома: предельное истощение; чувство личностной отстраненности от клиентов (пациентов, учеников) и от работы; ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.

СЭВ соответствует третьей стадии общего адаптационного синдрома по Г. Селье – стадии истощения. Развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах. Вслед за этой фазой наступает истощение - чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. Частыми являются следующие жалобы: «я чувствую себя как выжатый лимон», «работа высасывает из меня все силы», «я словно сгораю на работе». После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются. Истощение является основным компонентом СЭВ. К признакам психической дисфункции, наблюдающимся при СЭВ можно отнести следующие: потеря ясности мышления, трудности концентрации внимания («маленькие», но важные вещи постоянно забываются или теряются, ухудшение кратковременной памяти, постоянные опоздания, несмотря на огромные усилия быть вовремя, увеличение числа ошибок и оговорок, увеличение недоразумений на работе и дома, несчастные случаи и ситуации, близкие к ним) [12].

Негативное влияние оказывает выгорание на соматическое здоровье: повышаются факторы риска ишемической болезни сердца (общий холестерин, липопротеины низкой плотности, глюкоза, триглицериды, мочевая кислота, электрокардиографические изменения). У мужчин выгорание предшествует изменениям содержания холестерина в крови, наблюдавшимся 2-3 года спустя; у женщин же изменения липидов крови (холестерина и триглицеридов) позитивно коррелировали с эмоциональным выгоранием, но негативно с физическим утомлением. При синдроме выгорания также отмечается нарушение регуляции в системе гипоталамус-гипофиз-надпочечники [12].

Социальные последствия СЭВ следующие: ухудшается качество выполнения работы, утрачивается творческий подход к решению задач, увеличивается число конфликтов на работе и дома, частые прогулы, наблюдается переход на другую работу, смена профессии. Растет число профессиональных ошибок. По данным американского здравоохранения, врачи, страдающие СЭВ, подвергаются большему количеству судебных исков и затраты на профессиональную реабилитацию «выгоревшего» врача могут достигать 50 000 долларов [12].

S. Kahill [14] выделяет пять ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:

  1. Физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение, расстройства сна и специфические соматические проблемы).
  2. Эмоциональные симптомы (раздражительность, тревога, депрессия, чувство вины, ощущение безнадежности).
  3. Поведенческие симптомы (агрессивность, черствость, пессимизм, цинизм, зависимости от психоактивных веществ).
  4. Симптомы, связанные с работой (прогулы, плохое качество работы, опоздания, злоупотребление рабочими перерывами).
  5. Симптомы в межличностных отношениях (формальность отношений, отстраненность от клиентов, коллег, дегуманизация).

Ключевым компонентом развития СЭВ является стресс на рабочем месте, несоответствие между личностью и предъявляемыми ей требованиями.

К организационным факторам, способствующим СЭВ, относятся следующие [12]:

  • Высокая рабочая нагрузка, недостаток времени для выполнения работы.
  • Отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства.
  • Недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное.
  • По вопросам оплаты труда медицинских работников рекомендуем читателю великолепную работу профессора Боброва О.Е.(хирурга!), эпиграф к которой украшает и нашу статью [1].
  • Невозможность контроля рабочей ситуации, невозможность влиять на принятие важных решений.
  • Двусмысленные, неоднозначные требования к работе.
  • Постоянный риск штрафных санкций (выговор, увольнение, судебное преследование).
  • Однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность.
  • Нерациональная организация труда и рабочего места (экстремальные температуры, шум, пассивное курение, депривация сна и т. д.).
  • Необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным).
  • Отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.

Диагностика и дифференциальная диагностика СЭВ – удел профессионалов (психиатров, психоневрологов, терапевтов). Отметим лишь, что имеются трудности дифференциального диагноза с синдромом хронической усталости из-за схожести симптомов (различие заключается в том, что СЭВ затрагивает сферу работы, а синдром хронической усталости – все аспекты жизни) и рядом соматических патологий (хронические гепатиты, аутоиммунопатии, эндокринопатии и др.)

Профилактика и лечение синдрома эмоционального выгорания. Профилактические и лечебные меры при СЭВ во многом схожи с синдромом хронической усталости. Следовательно, то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при терапии уже развившегося эмоционального выгорания. В терапии и профилактике синдрома эмоционального выгорания можно использовать различные подходы: личностно-ориентированные методики, направленные на улучшение способностей личности противостоять стрессу через изменение своего поведения, отношения; меры, направленные на изменение рабочего окружения (предупреждение неблагоприятных обстоятельств).

Как показывают исследования, если активно не вмешиваться в развитие СЭВ среди персонала, то самопроизвольного улучшения не происходит.

Концепция поведенческих профилактических мер, представленная в психологической литературе, фокусируется на первичной профилактике. Сюда относятся следующие мероприятия [12]:

  • улучшение навыков борьбы со стрессом (дебрифинг (обсуждение) после критического события, физические упражнения, адекватный сон, регулярный отдых и др.);
  • обучение техникам релаксации (расслабления) – прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация;
  • умение разделить с пациентом ответственность за результат, умение говорить «нет»;
  • хобби (спорт, культура, природа);
  • попытка поддержания стабильных партнерских, социальных отношений;
  • фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий). Сотрудников, впервые приступивших к работе, необходимо реалистически и адекватно ввести в курс дела. Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема.

Мерами, направленными преимущественно на рабочее окружение, являются:

  • создание, поддержание «здорового рабочего окружения» (т. е. временный менеджмент, коммуникативные стили руководства);
  • признание результатов работы (похвала, высокая оценка, оплата);
  • обучение руководителей («ключевая роль» начальника в предотвращении выгорания). Руководитель должен обеспечить возможность участия сотрудников в принятии важных для них решений. Поддержка со стороны руководства порой даже более важна, чем поддержка со стороны коллег. Воздействовать можно практически на все факторы, способствующие развитию СЭВ.

Личностно-ориентированные стратегии [12]:

  • выполнение «тестов на пригодность» перед обучением профессии;
  • проведение специальных программ среди групп риска (например, Балинтовские группы для учителей и врачей);
  • регулярный профессионально-медицинский, психологический мониторинг.

Балинтовские группы впервые были организованы в Лондоне в середине 50-х годах Михаэлем Балинтом [7, 3]
как тренинговые семинары для врачей общей практики. В отличие от традиционного клинического разбора или
консилиума акцент в работе балинтовской группы делается не на клиническом анализе ведения данного пациента,
а на различных особенностях взаимоотношений врача с пациентом, на реакциях, трудностях, неудачах, которые
врачи сами выносят на обсуждение. Группа врачей численностью 8-12 человек встречается несколько раз в месяц
(продолжительность встречи 1,5-2 часа) на протяжении нескольких лет. Ведущими данных семинаров являются
психологи или психиатры (1-2 человека). Стиль ведения занятий – недирективный. На групповых занятиях можно
поделиться своими мыслями и чувствами, пришедшими в голову фантазиями, не имеющими на первый взгляд
никакой рациональной связи с предметом изложения. Делается акцент на эмоциональное воздействие пациента на
врача. Занятия в балинтовских группах позволяют участникам прояснить стереотипы действий, препятствующие
решению проблем, устанавливать более эффективные взаимоотношения с пациентами. В группу лучше не включать
участников, находящихся на работе в прямом подчинении.

При терапии уже развившегося синдрома выгорания можно использовать следующие подходы [12]:

  • фармакологическое лечение согласно симптомам, то есть антидепрессанты, транквилизаторы, β-адреноблокаторы, снотворные средства.
  • психотерапия (релаксационные техники, интегративная, рациональная психотерапия);
  • реорганизация рабочего окружения;
  • комбинация изменений в рабочем окружении с реабилитацией и переобучением. •

Несомненно, что указанные выше профилактические меры также будут эффективны при лечении СЭВ. Несмотря на всю значимость вышеприведенных мер, в первую очередь необходимо осознание проблемы и принятие ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат. Необходима мыслительная перестройка: переоценка целей, осознание своих возможностей и своих ограничений, позитивный взгляд на вещи.

К сожалению, в ряде случаев развитие СЭВ заходит очень далеко, наблюдается стойкое негативное отношение к работе, к пациентам, коллегам. В таких ситуациях необходимым становится изменение места работы, переход на административный вид деятельности, работу, не связанную с людьми.

Итак, чтобы избежать СЭВ человек должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще – живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных изменений. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным специалистом.

Литература

  1. Бобров О.Е. Заметки брюзжащего медика. http://www.critical.ru/actual/bobrov/notes.htm.
  2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М: Академический проект; 1996. - С. 86 – 102.
  3. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. «Психотерапия»Учебник для ВУЗов Киев, 2003г. С.117-121. http://bookap.info/genpsy/burlpsyter/gl11.shtm.
  4. Елькин И.О., д.м.н., Рецензия на статью «Распространенность и характеристика синдрома «эмоционального выгорания» у персонала отделений интенсивной терапии». Журнал «Интенсивная терапия», № 3, 2007г. http://www.icj.ru/2007-03-06rec.html.
  5. Ловчев А.Ю., Ванчакова Н.П., Корячкин В.А. Психологические и психофизиологические характеристики профессиональной дезадаптации и их динамика у анестезиологов-реаниматологов и хирургов. Bестник Санкт-Петербургского университета Сер. 11. 2009. Вып. 3 http://med.spbu.ru/archiv/vest/9_3/3_23.pdf.
  6. Международная классификация болезней на сайте ВОЗ World Health Organization (WHO) (англ.) http://apps.who.int/classifications/apps/icd/icd10online/.
  7. Методическое пособие «Синдром профессионального выгорания»., Минск, 2005 г. 9 с.
  8. Миронов П.И. и Асафьева Н.В., Распространенность и характеристика синдрома «эмоционального выгорания» у персонала отделений интенсивной терапии.Башкирский государственный медицинский университет, г Уфа, Журнал «Интенсивная терапия», № 3, 2007г. http://www.icj.ru/2007-03-06.html.
  9. МКБ-10. Электронная версия. http://10mkb.ru/.
  10. Назаров И.П., Профессиональное выгорание врачей анестезиологов-реаниматологов. Красноярская Государственная медицинская академия. 2008. http://www.sibmedport.ru/article.php?art&id=B08F6B9B9AEFF5AED8A2AAA56FEFE6E3&type=108
  11. «Синдром выгорания: профилактика и управление», Литва, Вильнюс, 2006.- www.ceehrn.org.
  12. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания Минск, Медицинский журнал. 2003. - 1. - С. 14-17.
  13. Freudenberger, H. J. Staff burn-out. Journal of Social Issues.- 1974. -30 (1), P. 159-165.
  14. Kahill S. Interventions for burnout in the helping professions: A review of the emperical evidence. // Canadian Journal of counseling review. – 1988. – V.22 (3), P. 310-342.
  15. Maslach, C.: Job burnout how people cope. Public Wealf, Spring, 1978. - P. 56.