Анестезиология

larrow.gif (397 bytes)

rarrow.gif (398 bytes)

Главная страница сайта


Obstetric Anaesthesia, Versailles, 2004 (16-17 April)

Проведение эпидуральной анальгезии родов средним медицинским персоналом: пилотное исследование

Т McCarrick, J Curran, D Bogod, L Harrington,
C McCormick, P Shuttleworth*
Nottingham City Hospital, Nottingham and
*DOH Modernisation Agency, UK


Авторы проекта: Шумаев В.В., Шифман Е.М.

Введение. Обеспокоенные отрицательным влиянием на адекватное обучение анестезиологов-стажеров исполнения ими служебных обязанностей в акушерской практике, двое авторов (JC, DB) решили проверить возможность обучения среднего медицинского персонала роли ассистентов в проведении акушерской эпидуральной анальгезии. Целью исследования являлось выяснение того, сможет ли правильно обученная медицинская сестра приобрести знания и навыки, необходимые для осуществления традиционной методики эпидуральной анальгезии родов без ущерба для безопасности пациентки и качества процедуры.
Метод. Подробный перечень необходимых теоретических знаний и практических навыков был подготовлен мультидисциплинарной рабочей группой. Его использовали для составления программы обучения, должностной инструкции и персональной спецификации. Проводились консультации на местном и государственном уровне с заинтересованными организациями, в том числе с Королевскими Коллегиями Анестезиологов и Акушерок. Было получено разрешение от Trust's Clinical Risk Management Committee. Брошюры с надлежащей информацией были распределены среди всех женщин, участвующих в исследовании, в антенатальный период. В качестве напоминания они также получили соответствующее уведомление в письменном и устном виде уже во время родов. После объявления в госпитале конкурса по результатам собеседования были отобраны две кандидатки для поэтапного обучения: медицинская сестра общего профиля и операционная медсестра. Перед тем как примерно в течение одного месяца проработать с анестезиологами в операционной, овладевая практическими навыками канюляции сосудов и поддержания проходимости дыхательных путей, включая интубацию трахеи, ассистентки прошли курсы обучения техники канюляции вен и расширенному комплексу реанимационных мероприятий. Вся дальнейшая подготовка проходила в родильном зале под непосредственным наблюдением анестезиолога-консультанта. Обучение методу эпидуральной анальгезии обычно начиналось на беременных, которым выполнялось плановое кесарево сечение под комбинированной спинально-эпидуральной анестезией, а уже затем осуществлялся переход к самостоятельно рожающим женщинам. Структурированный анализ готовности к переходу давал старший анестезиолог акушерского профиля. Интересовались мнением акушерки и оценивали потенциально сэкономленное время при проведении манипуляции.
Результаты. Первая ассистентка (TM) окончила курс обучения и представит свои данные. Если подводить краткий итог, то успешно были выполнены 55эпидуральных анальгезий. Таблица демонстрирует детали проведения эпидуральной анальгезии у рожениц.

Всего
41
Правильное размещение катетера
38 (93%)
Отказ от выполнения процедуры и передача ее куратору
3 (7%)
Успешная пункция эпидурального пространства
28 (68%)
Успешная пункция субарахноидального пространства
10 (25%)
Случайная пункция твердой мозговой оболочки
0

Вывод. Представляется очевидным, что проведение традиционной методики эпидуральной анальгезии родов может быть с успехом передано правильно обученному среднему медицинскому персоналу. Обучение требует тактичного мультидисциплинарного подхода, а также доброжелательного отношения и поддержки со стороны опытных специалистов.


Анестезиология

larrow.gif (397 bytes)

rarrow.gif (398 bytes)

Главная страница сайта