25 Февраля 1723г.


wren1.jpg (15349 bytes)
Кристофер Рэн (Christopher Wren, 1632-1723)

 

 

 

 

 

  25 февраля 1723 г. в Лондоне умер Кристофер Рэн (Christopher Wren, 1632-1723) - крупнейший английский архитектор, математик и астроном. Он является автором проектов 53 лондонских церквей, а венцом его творчества и таланта стал собор Св.Павла в Лондоне. Кристофер Рэн был одним из основателей Лондонского Королевского общества, а в период с 1680 г. по 1682г. был его президентом. Кстати, именно Кристофер Рэн был автором устава этого общества. Как разносторонне развитый ученый Кристофер Рэн смог оставить свой след и в истории медицины критических состояний.
  Ещё до создания Лондонского Королевского общества, будучи в Оксфорде, Кристофер Рэн стал активным участником исследовательской группы Роберта Бойля (Robert Boyle, 1627-1691), в которую также входили Томас Уиллис (Thomas Willis, 1621-1675); Уильям Петти (William Petty, 1623-1687); Ричард Ловер (R.Lower, 1631-1691); Джон Локк (John Locke, 1632-1704); Джон Мейоу (John Mayow, 1643-1679); Роберт Гук (Robert Hooke, 1635-1703), и другие.
  Этим коллективом единомышленников, известным в трудах по истории медицины как «оксфордская группа», было выполнено огромное количество интересных анатомических и хирургических экспериментов. Так, например, в некоторых протоколах исследований группы, сохранившихся до наших дней, представляет интерес описание удаления селезёнки у собаки, оставшейся после этого в живых.
  Участниками «оксфордской группы» было восторженно встречено учение Гарвея, и они в своих экспериментах стремились к дальнейшему развитию теории кровообращения. Основным объектом их исследований с 1656 г. стала кровь.
  Главный идейный вдохновитель «оксфордской группы» и научный руководитель исследований Роберт Бойль стремился координировать эти исследования, выделяя в них анатомо-физиологический и химический приоритеты.
  К этому периоду деятельности «оксфордской группы» относятся и первые в мире документированные внутривенные вливания, выполненные Кристофером Рэном. Примерно в 1656 г. К.Рэн начал проводить эксперименты по внутривенным введениям настойки опия, пива, вина, эля, молока и т.д. В качестве иньекционной иглы К.Рэн использовал птичье перо, а вместо шприца пузыри рыб и животных, ведь до изобретения полой иньекционной иглы и шприца оставалось ещё целых два века. Результаты этих исследований были опубликованы в 1665 г. в «Философских Трудах Лондонского Королевского общества». Таким образом, знаменитого английского архитектора Кристофера Рэна можно причислить к основоположникам современной инфузионной терапии и внутривенного наркоза.
  Деятельность научного общества «Invisible College», лондонской и оксфордской групп учёных-единомышленников стала фундаментом для создания в 1660 г. более масштабного научного общества, объединяющего всех наиболее влиятельных учёных Англии.
  Официальной датой дня создания нового общества считается 28 ноября 1660 г., когда 12 учёных из упомянутых выше научных сообществ собрались в Gresham College (Лондон) послушать очередную лекцию Кристофера Рэна. Среди них были Роберт Бойль, Джон Уилкинс, Роберт Морей, Уильям Висконт Броункер и другие. После окончания лекции воодушевлённые учёные мужи приняли решение создать научное общество «College for the Promoting of Physico-Mathematicall Experimentall Learning». Куратором научных исследований был избран Роберт Гук (Robert Hooke, 1635-1703).
  В 1662 г. это общество указом короля Чарльза II (Charles II), большого любителя химии и других наук, было преобразовано в Лондонское Королевское общество с правом ежегодного финансирования от королевского казначейства.
  Первым президентом общества с 1662 г. по 1677 г. был Уильям Висконт Броункер (William Viscount Brouncker).
  Девиз этой престижной научной организации «Nullius in Verba» («Ничего на словах») подчёркивает, насколько серьёзно относились создатели общества к роли эксперимента в науке. Лондонское Королевское общество существует и в настоящее время, являясь самым старейшим из всех действующих научных обществ в мире.

wren2.jpg (19725 bytes)

Лондон. Собор Св. Павла.


БИОГРАФИЯ КРИСТОФЕРА РЭНА.

  РЭН, КРИСТОФЕР (Wren, Christopher, 1632-1723), крупнейший английский архитектор и математик, автор проекта нового собора св. Павла в Лондоне и многих других церквей. Родился 20 октября 1632 г. в городке Ист Нойл, в Уилтшире.

wren3.jpg (10300 bytes)  Его отец, также Кристофер Рэн, был очень образованным человеком. Он получил образование в оксфордском «Сент-Джонс колледже», и посвятил себя служению церкви. В 1620 г. он стал приходским священником в местечке Фонтхил, в Уилтшире, а в 1623 г. получил приход в Ист Нойл. Его жена, Мэри Кокс, была единственной наследницей богатого фонтхилского землевладельца Роберта Кокса, что впоследствии значительно сказалось на материальном благополучии семьи Рэн. Первые три дочери Кристофера и Мэри Рэн, рождённые до 1628 г., умерли всего через несколько недель после рождения. В 1630 г. родилась дочь Элизабет, а 20 октября 1632 г. родился Кристофер Рэн-младший.
  Мать Кристофера Рэна умерла очень рано, и он воспитывался отцом и старшей сестрой Элизабет, которая, по словам Кристофера, заменила ему мать. С детства он обладал не очень хорошим здоровьем, был маленького роста, но зато поражал всех окружающих своими способностями к наукам. Кристофер сам научился хорошо рисовать, что пригодилось ему впоследствии, когда он стал изучать архитектуру.
  В 1635 г. его отец, благодаря протекции своего брата Мэтью Рэна, получил место настоятеля королевского собора в Виндзоре, и семейство Рэн переехало поближе к королевскому двору.
  Одним из друзей детства Кристофера Рэна стал сын короля Чарльза I, Принц Уэльский, и они часто играли вместе. Именно в интеллектуальном окружении королевского двора Чарльза I Кристофер Рэн смог проявить и развить свои математические способности. С раннего детства он получал хорошее образование, благодаря частным урокам нанятых отцом хороших преподавателей. Однако в девятилетнем возрасте он был отправлен отцом в Вестминстерскую школу в Лондоне, отличавшуюся строжайшей дисциплиной и высоким качеством образования, что обеспечивало удачную карьеру впоследствии для многих учеников школы. В школе Кристофер Рэн быстро выделился среди учеников, благодаря своей страсти к учёбе и большим способностям. Например, Кристоферу очень легко давался латинский язык, о чём свидетельствуют его письма к отцу на латинском языке, сохранившиеся до нашего времени. Но особенно много внимания он уделял изучению астрономии.
  Семейство Рэн было в фаворе при королевском дворе, и все представители этого семейства относились к верным роялистам. Однако это обстоятельство создало большие трудности для семьи, когда началась гражданская война между королем и парламентом. Мэтью Рэн был заключён в лондонский Тауэр на целых восемнадцать лет. Отец Кристофера был вынужден бежать в Бристоль. Когда Кристоферу исполнилось 11 лет, его сестра вышла замуж. Её муж, математик Уильям Холдер, многое сделал для дальнейшего образования и развития Кристофера. Он стал обучать Кристофера математике и поощрял его увлечение астрономией.
  В 1646 г. Кристофер Рэн покинул Вестминстерскую школу, но не стал поступать сразу в университет, и в течение трёх лет усиленно занимался самообразованием. В этом же году он проводил эксперименты с солнечными часами, а также изготовил картонную модель Солнечной системы, что продемонстрировало его профессиональные астрономические знания и навыки. В 1647 г. Кристофер Рэн познакомился с физиологом Чарльзом Скарбургом, с которым много впоследствии занимался анатомией. Так как доктор Чарльз Скарбург читал студентам лекции по анатомии, Кристофер Рэн изготавливал для него картонные модели, демонстрирующие работу мышц. Считается, что Кристофер Рэн испытывал в эти годы серьёзные проблемы со здоровьем, чем и объясняется его трёхлетнее сотрудничество с Ч.Скарбургом, занимавшимся его лечением.
  В 1649 г. К.Рэн поступил в Уодем-колледж (Wadham College) в Оксфорде, закончив его в 1651 г. со степенью бакалавра. Через два года он получил степень магистра. В том же, 1653 г., он становится преподавателем колледжа «All Souls College» в Оксфорде (Олл Соулз. Полное название - колледж Всех Душ Праведно в Оксфорде Усопших). Благодаря этому назначению, Кристофер Рэн получил уникальные возможности для своих дальнейших научных исследований.

wren4.jpg (16492 bytes)

Вид центра Оксфорда. Аэрофотосъемка. В центре круглое здание Рэдклифской библиотеки, слева от неё - колледж Олл Соулз с главным двором, внизу - Бодлеанская библиотека и Шелдонианский театр, построенный Кристофером Рэном.

  В эти годы К.Рэн выполнил множество экспериментов, его научные интересы были практически безграничны. Он изобретает инструменты для измерения величины углов; оптические приборы; инструменты для морской навигации; водоподъёмник; устройства для обороны городских стен от нападающих врагов и т.д.
  Он активно участвует в исследованиях «оксфордской группы», координируемых Робертом Бойлем (Robert Boyle, 1627-1691), о чём свидетельствуют первые в мире документированные внутривенные вливания, выполненные Кристофером Рэном (эксперименты по внутривенным введениям настойки опия, пива, вина, эля, молока и т.д.). В качестве иньекционной иглы К.Рэн использовал птичье перо, а вместо шприца пузыри рыб и животных. Результаты этих исследований были опубликованы в 1665 г. в «Философских Трудах Лондонского Королевского общества». В это же время он начал работать над рисунками к знаменитой книге Томаса Уиллиса (Thomas Willis, 1621-1675) «Анатомия мозга» (полное название книги на латинском языке - Cerebri anatome: cui accessit nervorum descriptio et usus), опубликованной в 1664 г. Именно в этой книге был впервые подробно описан сосудистый комплекс в основании мозга, известный теперь в наше время как «артериальный вилизиев круг», представляющий собой анастомоз двух мощных сосудистых систем - внутренних сонных и позвоночных артерий, кровоснабжающих головной мозг. Многие ошибочно приписывают авторство в описании этого образования никогда не существовавшему анатому Вилизию, хотя в действительности это связано с английским написанием фамилии Уиллиса (Willis).

willis2.jpg (17883 bytes)

«Вилизиев круг». Иллюстрация Кристофера Рэна к книге
Томаса Уиллиса Cerebri anatome (1664).

  В 1657 г. Кристофер Рэн стал профессором астрономии в колледже «Gresham College» в Лондоне. Что касается астрономии, то и здесь К.Рэн проявил себя как глубоко эрудированный и знающий учёный, хотя на этом поприще ему не всегда везло, и «звёзд с неба» в плане крупных научных открытий он «не хватал». Так, например, в своей работе De corpore saturni он попытался подвести итоги своих наблюдений Сатурна с 1652 г., и даже разработал собственную гипотезу появления планеты и её знаменитых колец. Но перед самым изданием книги Рэна знаменитый астроном Гюйгенс представил свою блестящую гипотезу колец Сатурна. К.Рэн немедленно отреагировал на это событие и признал, что теория Гюйгенса лучше, чем его собственная. Поэтому первая книга К.Рэна De corpore saturni никогда не была издана.
  В это время и Кристофер Рэн, и его близкие знакомые в Оксфорде и Кембридже, включая Исаака Ньютона, пытались создать теорию гармонического устройства вселенной, а также наглядно продемонстрировать, как действует механизм движения небесных сфер. Рэн с детства увлекался созданием не архитектурных, а «космических» моделей - его лунный глобус с рельефным изображением впадин и возвышенностей, чрезвычайно элегантно выполненный, а также «автомат», демонстрировавший движение колец Сатурна, привлекли к нему внимание знатных дилетантов, а впоследствии и короля. Чарльз II, несомненно, думал, что архитектура проще астрономии. Он считал, что тот, кто может построить модель движения небесных тел, будет хорошо справляться с возведением зданий. Оценивая способности Кристофера Рэна, король оказался прав, хотя это с ним довольно редко случалось.
  В 1650 годы Кристофер Рэн также вспомнил про своё детское увлечение солнечными часами и создал уникальные солнечные часы, которые укрепил на стене домовой церкви колледжа Олл Соулз, замыкающей созданный в XV веке сдержанно готический передний двор. Они пришлись, кажется, вполне к месту среди стрельчатых арок, стройных контрфорсов и колючих фиалов.

wren5.jpg (13091 bytes)

Колледж Олл Соулз. Главный двор. Реконструкция облика в конце XVII века с солнечными часами, установленными по проекту Кристофера Рэна в 1658 году на стене часовни.

  Кристофер Рэн принял активнейшее участие в основании Лондонского Королевского общества. К 1660 г. деятельность научного общества «Invisible College», лондонской и оксфордской групп учёных-единомышленников постепенно стала фундаментом для создания более масштабного научного общества, объединяющего всех наиболее влиятельных учёных Англии. Сначала Кристофер Рэн стал инициатором практически еженедельных встреч учёных для обсуждения различных научных проблем в «Gresham College». Во многом этому способствовали его интересные лекции, которые он специально готовил для подобных встреч-дискуссий.
  Официальной датой дня создания нового общества считается 28 ноября 1660 г., когда 12 учёных из упомянутых выше научных сообществ собрались в Gresham College (Лондон) послушать очередную лекцию Кристофера Рэна. Среди них были Роберт Бойль, Джон Уилкинс, Роберт Морей, Уильям Висконт Броункер и другие. После окончания лекции воодушевлённые учёные мужи приняли решение создать научное общество «College for the Promoting of Physico-Mathematicall Experimentall Learning». Куратором научных исследований был избран Роберт Гук (Robert Hooke, 1635-1703). Кстати, именно К.Рэн был автором устава общества. В период с 1680 г. по 1682 г. он избирался на должность президента общества.
  В 1662 г. это общество указом короля Чарльза II (Charles II), большого любителя химии и других наук, было преобразовано в Лондонское Королевское общество («The Royal Society of London for the Promotion of Natural Knowledge») с правом ежегодного финансирования от королевского казначейства.
wren6a.jpg (26205 bytes)  Первым президентом общества с 1662 г. по 1677 г. был избран Уильям Висконт Броункер (William Viscount Brouncker, 1620-1684). Девиз этой престижной научной организации «Nullius in Verba» («Ничего на словах») подчёркивает, насколько серьёзно относились создатели общества к роли эксперимента в науке. Лондонское Королевское общество существует и в настоящее время, являясь самым старейшим из всех действующих научных обществ в мире.
  После смерти Кромвеля «Gresham College» был временно занят военными, и поэтому Кристоферу Рэну пришлось возвратиться в Оксфорд, где в 1661 г. стал профессором астрономии в университете. Несмотря на такой впечатляющий список достижений, Кристофер Рэн к тридцати годам так и не определился пока с приоритетным направлением в жизни.

Архитектурное зодчество Кристофера Рэна.

  Вероятно, одним из поводов обратить свой взор на архитектуру со стороны Кристофера Рэна стало практически полное отсутствие архитектурной школы в Англии в то время. Великий архитектор Иниго Джонс умер ещё в начале 1650-х годов. В Англии можно было найти пару десятков способных строителей, однако они не были готовы работать в рамках Королевского общества. Именно в этой области Рэн и решил проявить себя, стать лучшим.
Возможно также, что если бы не состоялась казнь короля Чарльза I, то Кристофер Рэн не стал бы архитектором, а наследовал бы место настоятеля королевского собора в Виндзоре, которое занимали его дядя и отец, и, возможно, стал бы епископом. Революция, покончившая с придворными привилегиями, заставила его стать ученым. Зато впоследствии реставрация монархии позволила ему получить весьма выгодное место Смотрителя Королевских работ. Для церковной карьеры уже не хватало времени, а склонность к архитектуре проявилась у него еще в Оксфорде, хотя Рэн и не получил ни малейшего строительного образования. Безусловно, характер у него был недюжинный и несгибаемый.
  Первый заказ поступил уже в 1662 г. Было необходимо сконструировать аудиторию театра в Оксфорде. Это строение было подарком родному университету от бывшего выпускника Джильбера Шелдона, ставшего архиепископом Кентерберийским. По желанию заказчика здание должно было быть выдержано в классических традициях Древнего Рима.
  Кристофер Рэн был приглашен сделать проект в качестве человека, хорошо знающего математику, и поэтому способного создать научную основу для гармонических пропорций столь важного сооружения. Он проявил себя действительно превосходным геометром. Расчет сложных деревянных ферм перекрытий, сделанный им вместе с другим математиком, профессором Джоном Уоллисом, был великолепным. Недавняя реставрация этого здания показала, что его конструкция практически не провисла, хотя чердак в течение двух столетий использовался в качестве склада продукции университетского издательства.
  С архитектурой дело обстояло иначе. Рэн решил создать подлинно античное здание. Оно должно было служить средоточием ученой жизни. Кстати, в нем и сегодня посвящают в ученые степени и проводят торжественные собрания. Кристофер Рэн никогда не был в Италии и не видел античных памятников. Тем не менее, он взял за образец для своего амфитеатра театр Марцелла в Риме. Вероятно, он пользовался популярными на всем севере Европы гравюрами из третьего тома трактата Себастиано Серлио. В качестве образца для главного фасада он избрал реконструкцию базилики Максенция на форуме Романум из «Четырех книг» Андреа Палладио. Несмотря на эти итальянские источники, его постройка оказалась выдержанной в сдержанном и камерном духе северного протестантского барокко. Вполне понятно, что рука Рэна еще не была уверенной, он только начинал строить. К тому же авторитет античных образцов и великих мастеров Возрождения сковывал его. Тем не менее, Кристофер Рэн справился с поставленной задачей. Как мы видим, в своей первой же постройке он порвал с предшествовавшими традициями в университетском строительстве.

wren7.jpg (28499 bytes)   wren8.jpg (34166 bytes)

Вид с севера

Южный фасад

Шелдонианский театр. Архитектор Кристофер Рэн.

  Именно с тех пор началась активная архитектурная жизнь творца. Единственное чего ему не хватало, так это новостей о культурной и, в частности, архитектурной жизни континентальной Европы. В 1665 г., желая пополнить свои знания по архитектуре, Кристофер Рэн совершил путешествие во Францию и познакомился в Париже с итальянским архитектором Дж.Бернини. Впечатления от этой поездки стали одним из важнейших источников его творчества. Он также многое почерпнул из рисунков, гравюр и архитектурных трактатов Иниго Джонса. Некоторые принципы, которыми Рэн руководствовался при создании своих проектов, были описаны им и могут быть восстановлены по сохранившимся записям.
  Последующими заказами, которые выполнил Кристофер Рэн, были капелла Пемброк-колледжа в Кембридже (1663-1665) и несколько построек для Эмманюэл-колледжа. Его дар архитектора был замечен, поэтому он был приглашён в Лондон в качестве консультанта проекта перестройки Собора св. Павла. К весне 1666 г. Кристофер Рэн создал первый эскиз купола собора. 27 августа он был одобрен. Однако через неделю в Лондоне произошла трагедия - начался «великий пожар», уничтоживший более двух третей зданий лондонского Сити. Среди них был и старый Собор Св. Павла. Как ни странно, это только облегчило задачу Рэна, поскольку у него появилась реальная возможность создать шедевр, а не дополнить старый.
  Лондонский пожар 1666 г. открыл огромный простор для строительной деятельности. Поэтому Кристофер Рэн заодно представил и свой план реконструкции города, получив заказ на восстановление 52 приходских церквей. Рэн предложил различные пространственные решения; некоторые здания построены поистине с барочной пышностью (например, церковь Сент-Стефан в Уолбруке). Их шпили вместе с башнями собора св. Павла образуют эффектную панораму города. Среди них следует упомянуть церкви Христа на Ньюгейт-стрит, Сент-Брайд на Флит-стрит, Сент-Джеймс на Гарлик-Хилл и Сент-Ведаст на Фостер-лейн. Если того требовали особые обстоятельства, как при строительстве церкви Сент-Мэри Олдермэри или Крайст-Черч-колледжа в Оксфорде (Башня Тома), Рэн мог воспользоваться позднеготическми элементами, хотя, по его собственным словам, совсем не любил «отклоняться от лучшего стиля».
  13 сентября 1666 г. король Чарльз II утвердил новый план строительства города, в котором важное место занимал будущий Собор Св. Павла. В этом же месяце была очищена территория под здание и началась работа.

Строительство Собора Святого Павла в Лондоне.

wren9.jpg (40695 bytes)

  Собор Св. Павла является лондонским кафедральным собором Англиканской церкви. С момента посвящения в сан первого епископа Лондонского св. Августином (604 г.) на этом месте, по свидетельствам источников, было возведено несколько христианских храмов. Непосредственный предшественник нынешнего собора, старый Собор св. Павла, освященный в 1240 г., имел длину 175 м, и был на 7 м больше, чем Винчестерский собор.
  В 1633-1642 гг. архитектор Иниго Джонс произвел обширные ремонтные работы в старом соборе и добавил к нему западный фасад в классическом палладианском стиле. Однако этот старый собор был полностью уничтожен во время Великого лондонского пожара 1666 г. Ныне существующее здание построено Кристофером Рэном за 1675-1710 гг. Первая служба состоялась в недостроенном храме в декабре 1697 г.
  С архитектурной точки зрения, Собор св. Павла - одно из крупнейших купольных зданий христианского мира, стоящее в одном ряду с Флорентийским собором, соборами св. Софии в Константинополе и св. Петра в Риме. Собор имеет форму латинского креста, его длина 157 м, ширина 31 м; длина трансепта 75 м; общая площадь 155 000 кв. м. В средокрестии на высоте 30 м заложено основание купола диаметром 34 м, который поднимается на 111 м.
  Проектируя купол, Кристофер Рэн применил уникальное решение. Непосредственно над средокрестием он возвел в кирпиче первый купол с круглым 6-метровым отверстием вверху (окулюсом), полностью соразмерный пропорциям интерьера. Над первым куполом архитектор соорудил кирпичный конус, служащий опорой для массивного каменного фонаря, вес которого достигает 700 тонн, а над конусом - второй покрытый свинцовыми листами купол на деревянном каркасе, пропорционально соотнесенный с наружными объемами здания. В основание конуса заложена железная цепь, принимающая на себя боковой распор. Слегка заостренный купол, опирающийся на массивную кольцевую колоннаду, господствует в облике собора.
  О мастерстве зодчего дает представление такая история. Когда собор уже был почти построен, городские власти обратили внимание на то, что в центральном пространстве храма нет колонн, которые поддерживали бы огромных размеров потолок. Кристофер Рэн убеждал, что колонны не нужны и потолок не обвалится, и приводил в качестве доказательства свои расчеты. Однако ему не поверили и распорядились подпереть потолок собора колоннами. Рэн выполнил это требование, но... возведенные им колонны не достают до потолка, между капителями и самим потолком есть пространство. Эти колонны, не подпирающие потолок, стоят и сегодня, являясь символом высочайшего мастерства зодчего и обычного недоверия властей к достижениям наук.

wren10.jpg (33442 bytes)

  Интерьер в основном отделан мраморной облицовкой, и поскольку в нем мало цвета, выглядит аскетичным. Вдоль стен располагаются многочисленные гробницы знаменитых полководцев и флотоводцев. Стеклянные мозаики сводов и стен хора были завершены в 1897 г.
  Помимо сооружения церквей Рэн выполнял частные заказы, одним из которых стало создание новой библиотеки Тринити-колледжа (1676-1684) в Кембридже.
  В 1669 г. умер королевский архитектор, и на его место пригласили Рэна. В декабре того же года он женился на Фейт Когхилл. Вместе с женой он переехал в официальную резиденцию в Уайтхолле, где прожил до 1718 года. Все эти годы Рэн был не только главным руководителем строительства Собора св. Павла и множества лондонских церквей, он еще отвечал и за все строительства, в финансировании которых использовалась королевская казна. Это входило в его должностные обязанности как Смотрителя Королевских работ. В этой должности он получил ряд важных государственных заказов, таких, как строительство госпиталей в районах Челси и Гринвич, нескольких зданий, вошедших в комплексы Кенсингтонского дворца и дворца Хэмптон-Корт. В этом же 1669 г. он был приглашён личным учителем наследного принца Чарльза II. В 1673 г. Кристофер Рэн был произведен в рыцари, и с тех пор его именуют сэр Кристофер Рэн.
  С началом «славной революции» 1688 года, которая сместила короля с трона и возвела на него же Вильгельма Оранского, Рэн, несмотря на перемены, остался при дворе в статусе королевского архитектора. Вильгельм очень любил новые шедевры Рэна, поэтому с энтузиазмом одобрял многие его проекты - Кенсингтонский дворец, королевские палаты в Хэмптон Корт и другие. Однако в 1694 году умерла королева Мария III, жена Вильгельма Оранского, который был безутешен, поэтому многие проекты были не завершены, ведь королю было не до них. Тем не менее, в 1710 году удалось достроить собор Св. Павла.
  За свою долгую жизнь Рэн находился на службе у пяти сменивших друг друга на английском престоле королей и оставил свою должность лишь в 1718 г.
  Королева Анна даровала Кристоферу Рэну личный дом в Хэмптон Корте. Однажды слуга был удивлен продолжительным послеобеденным сном своего хозяина. Когда он заглянул нему в комнату, сэр Кристофер Рэн был уже мертв. Это произошло 25 февраля 1723 года. Архитектор был похоронен с почестями в своем детище, соборе Св. Павла, под скромной плитой из черного мрамора. Позже на надгробие было нанесено послание сына Кристофера Рэна: «Lector, si monumentum requiris, circumspice» («Если вы ищите памятник, оглянитесь вокруг»).

Литературные источники.

  1. Richard S. Westfall, Department of History and Philosophy of Science
  2. Indiana University. Wren, Christopher, The Galileo Project
    Sir Christopher Wren 
  3. Дмитрий Швидковский. Классика и готика: оксфордские превращения XVII и XVIII веков. www.projectclassica.ru